В то время как показатели российской экономики по-прежнему остаются неутешительными в сравнении с цифрами прошлых лет, аутсорсинг неизменно оправдывает свою необходимость, позволяя многим компаниям даже в таких условиях оставаться в седле и сохранять конкурентоспособность.
Передача проектов или целых отделов в аутсорсинг зачастую оказывается способом, позволяющим выполнить работу качественно и без мучительного поиска персонала, готового работать на постоянной основе. Но всегда ли этот метод, ставший в последнее время одним из наиболее заметных тенденций в IT-сфере, приносит пользу?
Есть несколько причин, по которым аутсорсинг в IT-сфере набирает обороты. Часть из них продиктована рынком, другая — развитием технологий.
Аутсорсинг в IT-сфере сегодня — сформировавшаяся область, в которой в управление передаются как персонал с активами, так и средства ведения бизнеса, включая ПО в формате Software as a service (так называемый аутсорсинг второго и третьего поколения соответственно).
Его отличают широкий выбор разнообразных услуг и обилие поставщиков услуг, прилагающих все усилия для упрочения позиций своего бизнеса. Мы наблюдаем некое подобие эффекта храповика: лишь небольшой процент сделок расторгается, и предприятие предпочитает решать задачу собственными силами; во всех остальных случаях сделки продлеваются с текущим подрядчиком или заказ передается новому поставщику услуг.
При том, что в результате появления новых функций взамен старых объем и цели сделок варьируются, есть все основания полагать, что существующий массив сделок, включающий новые сделки первого поколения (подразумевающие только передачу активов), продемонстрирует непрерывный рост.
Доля продленных договоров также свидетельствует о том, что большая часть клиентов в целом удовлетворена аутсорсингом как моделью предоставления услуг (в частности SaaS), в то же время скептики утверждают, что сделки продлеваются лишь потому, что клиенты утратили навыки и способность создавать рабочие места на своей площадке.
Как правило, аутсорсинг в IT-сфере в той или иной мере работает по модели офшорного аутсорсинга, когда заказчик и исполнитель находятся на значительном удалении друг от друга.
Для большинства компаний-клиентов соперничество с профессиональными аутсорсерами в реализации устойчивых, масштабируемых и высококачественных операций остается трудноосуществимой задачей. Судя по всему, только самым крупным компаниям удается обеспечить должное инвестирование и поле деятельности, чтобы создать привлекательные рабочие условия для IT-профессионалов, уровня тех, что предоставляют ведущие аутсорсеры.
Заключительная причина растущей популярности аутсорсинга — технологии и скорость, с которой эти технологии совершенствуются. Очевидно, лучшее, что можно сделать при необходимости, например, оцифровки данных, автоматизации и подобных задачах — это привлечение дополнительных инвестиций в аутсорсинг. И, конечно же, заметным стимулом к дальнейшему использованию удаленных услуг стали «облачные» технологии и услуги SaaS, с экономической точки зрения превосходящие все варианты, реализуемые на площадке самой компании.
С точки зрения производственной философии, принятие аутсорсинга в качестве нормы стало главным итогом перемен, происшедших за последние 10 лет. Когда-то к нему относились как к спорной модели для узкого круга последователей, теперь же эта бизнес-тактика применяется повсеместно, а само слово вошло в широкий лексикон.
Как отмечают в своих интервью представители западного бизнеса, аутсорсинг до сих пор вызывает ряд опасения в среде коллег. К таким опасениям относятся:
Первые три пункта решаются путем правильного подхода к заключению контракта. Преодоление трудностей этического и репутационного характера (последние два пункта) осуществляется благодаря перемещению персонала и переподготовкой.
Исследование, проведенное компанией Leiberman Software, показало, что в 62% случаев расходы на аутсорсинг превышают изначально запланированные. Это происходит по ряду простых причин: ошибки при изначальном планировании, плохо сформулированные условия договора, которые вводят клиента в заблуждение, а также недостаточное клиентское сопровождение сделки, приводящее к потере контроля.
Тщательная, требующая времени проработка сценариев и моделирование ситуации в реальных условиях помогут понять, насколько бизнес соответствует тем или иным условиям.
Полезным может быть целевое назначение менеджера или команды менеджеров сделки, обладающих достаточными навыками, опытом и компетенцией для общения с поставщиком услуг. Ситуации, в которых все вопросы решает только поставщик, могут закончиться печально.
На самом деле, точных рецептов здесь нет. Однако необходимость в аутсорсинге становится все более очевидной в тех случаях, когда собственные отделы регулярно демонстрируют неспособность справляться с поставленными задачами, и эта ситуация не поддается исправлению.
Также стоит обратить внимание на аутсорсинг в случае, когда бизнес стремится во что бы то ни стало привлечь и удержать высокопрофессиональных сотрудников для работы со старыми технологиями.
Интерес с точки зрения аутсорсинга предоставляет возможность использовать редкие, предоставляющие возможность левереджа инструменты, имеющиеся в наличии у поставщика услуг. К таким относят решения, способные принести прибыль, но не развертываемые на площадке заказчика – например, «облачные» сервисы или удаленный (оффшорный) аутсорсинг.
Точно так же аутсорсинг может быть полезным и в случае привлечения серьезных инвестиций, способных преобразовать бизнес – эти вложения могут быть обеспечены как внешним подрядчиком, так и распределены между клиентами.
Наконец, аутсорсинг может быть часть философии компании, в которой собственный менеджмент определяет только принципиальные направления, а остальные передаются в управление внешнему подрядчику.